Помощь нефтяников
Трудящиеся Казахстана проявили массовый патриотизм не только в труде, но и во многих других немаловажных моментах. Это и добровольные сборы денежных средств на вооружение, сбор и изготовление теплой одежды и обуви для фронтовиков, забота о раненых, инвалидах и семьях воинов, помощь населению освобожденных от фашисткой оккупации районов. На добровольные пожертвования граждан были построены танковые колонны и эскадрильи самолетов. Для строительства колонны «Нефтяник Казахстана» было принято решение о перечислении 638 тысяч рублей, на строительство эскадрильи - 250 тысяч рублей. Только нефтяники из Ескене для строительства колонны «Нефтяник Казахстана» собрали 2 млн рублей. Женщины отправили в фонд 17 млн рублей, также теплые вещи на сумму 4 млн рублей. |
Передовой мастер промысла Кошкар Димашев.1943г. |
«...Нефтяники области искоренили невыполнение плана по добыче нефти. На промысле Эмбы во благо родины, во благо Красной Армии каждый день добывают нефть выше требуемой нормы. Такие нефтяные промыслы как Байчунас, Косшагыл в июле добыли большой обьем нефти, что также превысило запланированный обьем. Мастер промысла Байчунас гражданин Жубаниязов каждый день добывал 8-10 тонн нефти. Что касается коммуниста Утешова с промысла Кошагыл, он, взявшись за выполнение десятидневного плана по добыче нефти в первом отсеке, постоянно выполнял план на 120-125%. Услышав речь Сталина по радио, нефтяники промысла Косшагыл сразу организовали вахту в честь него. Первые, кто числились на сталинской вахте, мастера, коммунисты Канатбаев, Егизбаев, Есениязов до сегодняшнего дня добывают нефть выше требуемой нормы...»
С.Тулебаев, секретарь по пропаганде Гурьевского обкома
Газета «Социалистический Казахстан», 25 июля 1941 г.
*************************
Инженер Дрогалин и мастер А.Байарыстанов с промысла Байчунас. 1943г. |
С началом войны в Гурьев был эвакуирован машиностроительный завод им. Петровского, который ранее находился в пос. Нью-Йорк Дзержинского района Сталинской области (это нынешний Донбасс). Там завод выполнял заказы для нефтяной промышленности, выпуская буровые станки, грязевые и паровые насосы, ударные буровые инструменты и др. У нас завод заработал в январе 1942-го - уже в качестве Гурьевского машиностроительного завод им. Петровского. После запуска завод начал выполнять военные заказы. Также в Гурьев были эвакуированы из Астрахани механический завод Наркомрыбпрома, части судоремонтных заводов им. Ленина и им. III Интернационала. Механический завод Наркомрыбпрома разместился в крыле здания, предназначавшегося для рыбтехникума, в рыбном городке консервкомбината. Назначение эвакуированного завода в военное время - производство боеприпасов. 13 апреля 42-го на острове Большой Пешной был сдан в эксплуатацию Гурьевский морской порт. Он стал своеобразным перевалочным пунктом для дальнейшей транспортировки нефтепродуктов и грузов военного назначения. Кстати, именно здесь впервые в мире был применен способ транспортировки нефтепродуктов по воде в цистернах при помощи буксировки. В июле буквально за 15 дней силами местных рабочих была проложена железнодорожная ветка от станции Гурьев до нефтебазы. В августе через Гурьев началась транспортировка кавказских нефтепродуктов на фронт. В это же время в Гурьев прибыл 471-й стрелковый артиллерийский дивизион для защиты нефтехранилищ и нефтепродуктов. |
Газета «Ак Жайык»
******************************
Для бесперебойного обеспечения фронта топливом, вместе с возведением главной нефтяной магистрали Гурьев – Орск, начинается строительство железнодорожного узла Гурьев-Кандыагаш протяженностью 517 км. Одновременно идет разработка пути Астрахань-Гурьев, строительство которой закончилось в 1971 году. Таким образом, в ноябре 1942 года объем нефти, транспортированной по узлу Гурьев-Кандыагаш из Кавказа достиг 6 тысяч тонн, что позволило бесперерывно снабжать сыръем Орский нефтеперерабатывающий завод.
Эмбинские нефтяники одними из первых перешли на 12-ти часовой рабочий день. Труженики тыла, не считаясь со временем, ударно трудились, приближая Победу.